Если вы когда-нибудь читали Берна, то наверняка сталкивались с термином "трансакция" в контексте взаимодействия людей друг с другом.
У Берна трансакция - это единица общения, состоящая из стимула (С) и реакции (Р) между двумя эго-состояниями сознания двух людей. То есть не общение двух людей, а общение, например, Ребенка одного человека и Родителя другого (подробнее в работах Э.Берна)
В тьюторской практике трансакция - это законченное по смыслу и ограниченное по времени взаимодействие тьютора с тьюторантом, нацеленное на перевод тьюторанта из мыслительного проблематизирующего поля в задачно-деятельностный режим.
Тьюторскую трансакцию можно считать состоявшейся в том случае, если после её окончания тьюторант формулирует собственное понимание своих ближайших действий и фиксирует желание их осуществлять.
В практике специалистов Imperfect мы используем форму транскации попринципу "LATTE":
На тьюториалах по такому принципу такое же соотношение участия тьютора и тьюторанта, как кофе и молока в одноименном напитке
Эффективный тюториал – на котором 20% времени говорит тьютор, а 80% – тьюторант. Наша "дорожная карта" - аббревиатура "LATTE":
Listen. Расскажи, как дела В начале разговора можно спрашивать с помощью побудительных предложений. Они не содержат вопросительных слов, не предполагают ответа на вопрос и побуждают ребёнка к речевой активности. Например, сравните: "Как прошел твой день?" – "Расскажи про свой день".
Ask more. Уточни, пожалуйста. Расскажи больше. Опиши Далее важно задавать открытые вопросы ("как", "что", "какой", "когда", "почему", "зачем"). Минимум 3 шага вглубь от каждой мысли. Например, тьюторант стад мало спать. "Почему ты стал позже засыпать?" "Когда началась бессонница?" "Что ты делаешь перед сном?"
Target. Цель Здесь важно помочь тьюторанту выделить из всего того, чем он поделился ранее, цель и направление для проектирования действий. Если тьюторант пришел со сформированным запросом — это прекрасно, но так бывает не всегда. Тьютор на этом этапе в беседе помогает подопечному ответить самому себе на вопросы: "Что на самом деле важно? Как это работает на мои цели, перспективу?".
Task, action plan. Задача, план действий Цель ясна, направление очевидно. Пора переходить к проектированию пробы. В зависимости от запроса тьюторанта, работа на этом этапе может быть построена по-разному. От виртуальной мысленной пробы своих действий с подробным их описанием до конкретного действия прямо на тьюториале.
Emotional support. Эмоциональная поддержка В конце встречи важно дать тьюторанту позитивный настрой, чтобы его движение к пробе не было сопряжено с негативной эмоцией. Важно давать справедливое подкрепление. Дети очень хорошо чувствуют лесть и неправду, вернуть доверительные отношения после неискренней обратной связи от тьютора будет сложно. Даже простое "У тебя все получится" может дать ребенку сил для того, чтобы преодолеть себя и попробовать что-то сделать самому
Больше полезных статей вы можете найти в нашем телеграм канале