12 сент. 2024

Какой он, идеальный тьюториал?

(изображение - freepic.com)


Начнем с того, что такое тьюториал - это ключевой элемент работы тьютора.
Это встреча тьютора (специалиста Imperfect) и тьюторанта (ребенка)

Давайте расскажу как это работает на примере кейса:

Однажды во время обсуждения темы проекта (а эксперты imperfect обязательно реализуют с тьюторантом проектную деятельность во время работы), тьюторант предложил следующую идею - оптимизировать схему парковки в своем дворе многоквартирного дома так, чтобы на нее вмещалось больше машин и они не мешали друг другу.
Учитывая жизненный опыт, в голове у меня сразу появилась мысль: "не получится".

И это очень привычная ситуация в общении родителя с ребенком, тьютора с тьюторантом. Взрослый в силу своего жизненного и профессионального

опыта, видит, что тьюторант вот-вот «вляпается» в свои ошибочные, иллюзорные представления, завышает свой масштаб возможностей и вообще плохо представляет, что же должно случиться организационно, чтобы проект оказался успешным.

Данная ситуация требует от тьютора умения находить баланс между безопасностью тьюторанта и пользой для него от переноса внутренней картинки в реальность (задумал - сделал - отрефлексировал, что получилось).


Как общаться с ребенком так, чтобы сохранить этот баланс?

  1. Тьюториал - место безопасного обсуждения. Тьюторант имеет возможность ПРОГОВОРИТЬ любые, даже самые фантастические, варианты своих действий. Тьютор слушает, тьютор уточняет, тьютор ставит «зеркало», возвращая тьюторанта к его же суждениям

  2. Тьюторант имеет право сделать плохо. На тьюториале обсуждаются идеи и мысли тьюторанта, а не интересные предложения тьютора.

    Всегда хочется немного подправить замысел тьюторанта. Так, чтобы у него всё получилось хорошо, но тьютор должен отдавать себе отчет в том, что он не «продаёт» тьюторанту свои «предложения по исправлению» задуманного, а помогает найти собственные.

  3. Тьюторант должен научиться оценивать уровень безопасности намеченных

    действий. Такие вопросы помогут увидеть риски: «Я развиваюсь в своих действиях или надрываюсь? Насколько я безопасен себе? Насколько я обеспечиваю безопасность других, занятых в моем проекте?»

    Соответственно тьютор отслеживает:

    – находится ли программа действий в зоне ближайшего развития тьюторанта;

    – минимизированы ли риски ухудшения психического и физического здоровья тьюторанта;
    – насколько продумана безопасность людей, которые могут попасть в зону действий тьюторанта.

  4. Тьюториал – честный разговор.

    Тьютор видит, тьюторант не замечает, что границы безопасности нарушаются. Тьютор

    спокойно, выдерживая тьюторскую интонацию, обсуждает с тьюторантом «опасные места».

  5. Тьюториал провоцирует на развитие.

    Мертвый проект тот, в котором нет права на ошибку, в котором все продумано, все предусмотрено, все безопасно, а иногда даже уже отработано.

    Живым проект становится тогда, когда внутренняя картинка будущего у тьюторанта

    живая, интригующая, частично непроявленная, оставляющая место для развития и рвущаяся проявиться в реальности.


Imperfect тьюторы умеют выдерживать эту позицию и помогают детям научиться принимать ответственность за свои действия!

Больше полезных статей вы можете найти в нашем телеграм канале



Craftum Конструктор сайтов Craftum