Впервые я столкнулся с термином "метапредметные навыки" в университете. То ли я не очень хорошо слушал, то ли преподаватель был не увлечен, но в моей голове надолго закрепилась мысль о том, что "метапредмет" = "межпредмет". Делаю я контрольную по биологии, в которой есть часть заданий, связанных с химией, и вот - я молодец. Развиваю метапредмет. Первые сомнения в моём уверенном знании стали посещать меня уже во время работы в школе учителем. Начал разбираться. Забив в поисковой строке "метапредметные навыки", я, кажется, открыл портал в мультивселенную запутанности. Учительские и родительские форумы транслировали абсолютно разное понимание термина и содержания работы. В определенный момент меня посетила мысль о том, что постигнуть понимания "метапредметных навыков" можно исключительно переведя свой собственный взгляд в "метапозицию", позволив себе взглянуть на привычные процессы под иным углом.
Ответить на вопрос "А что происходит на самом деле?"
Что такое "мета"?
Помимо того, что это запрещенная в Российской Федерации соцсеть, это еще и приставка, у которой есть несколько значений. С греческого “мета” - это между, после, через. Добавляя эту приставку мы получаем абстрагированность, обобщенность, промежуточность, переход в другое качество. Метаболизм - превращение веществ, метаморфоз - изменение формы, метафизика, метаданные, металанг, метафора…
В эпистологии же, приставка “мета” означает “о себе”. Метапамять в психологии - это знание о собственной памяти.
А еще у любой мало-мальски настоящей науки всегда есть мета-надстройка - теоретическое обоснование этой науки, позволяющее увидеть её смысл, назначение и границы применения.
Давайте откроем дверь кабинета и зайдем на среднестатистический урок биологии.
В этот момент учитель рассказывает о кишечнополостных, дети конспектируют его слова. Учитель говорит “Записывайте, на следующем уроке будет самостоятельная”.
Учитель учит, ребенок учится. У каждого есть своя понятная ему роль. Давайте подумаем, а что происходит во время этого таинства на "мета" уровне.
Ныряем. Смотрим:
Взрослый человек говорит людям помладше то, что сам когда-то услышал от других взрослых. Люди помладше делают вид, что слушают про мезоглею и стрекательные клетки. Чтобы придать значимости своим словам, взрослый прибегает к запугиванию: “Записывайте, на следующем уроке будет самостоятельная” . Запугивание срабатывает. Маленькие люди надевают маску “хороший ученик” и делают то, что от них ожидает взрослый с маской “учитель”.
Ныряем в другом месте и с другими мыслями. Смотрим по другому:
В кабинете находится взрослый, обладающий набором привычек, часть из которых сформирована самостоятельно, часть из которых он получил от окружения. Он - совокупность этих привычек, благодаря этим привычкам то, что называется уроком у него идет “на автомате”. Он привык так делать. Он делает так уже 10 лет.
Учащиеся не стоят на месте и тоже активно пользуются привычками. Они привыкли, что на уроке этого учителя всегда всё идет по одному и тому же плану. Они привыкли записывать фразы, которые учитель выделяет интонацией, чтобы когда его угроза осуществится и настанет день самостоятельной, достать шпору и переписать нужное определение.
Всплываем, вдыхаем, ныряем к вопросу “Что получают люди помладше и человек постарше от этого процесса?"
Люди помладше (список может быть бесконечным):
Выполнение социально одобряемой роли ученика.
Путь быстрого решения проблем (социально неодобряемый)
Навык индивидуального взаимодействия
Навык подчинения, а вместе с ним и доминирования. Одного без другого не бывает
Человек постарше
Выполнение социально одобряемой роли учителя. “Я правильно веду урок, дети не шумят, коллеги уважают”
Организация собственного времени. Облачение его в форму “урок”
Доминирование + подчинение
Подкрепление собственных сформировавшихся привычек
Давайте подумаем, может ли учитель, готовясь к уроку воздействовать на “мета” часть этого процесса. Кажется, что вполне. Главное разобраться зачем это ему и ученикам. И каждое своё действие на уроке внутренне пропускать через “фильтр” осознанности.
“Метапредметные навыки” - это, что учащиеся получают на мета-уровне. Это не знания про мезоглею и стрекательные клетки, это навыки, которые помогут учащемуся на любом уроке и даже не на уроке. Коммуникация, командная работа, анализ информации, критическое мышление… всё это и даже больше можно дать ребенку на уроке про кишечнополостных.
Наставник (тьютор, коуч, ментор...) помогает ребенку взглянуть на те ситуации, которые с ним происходят, другими глазами, разобрать почему та или иная ситуация важна именно для него, что он сделал сам для того чтобы попасть в нее, что может сделать сам, чтобы выбраться (если эта ситуация проблемная).
Наставник помогает подопечному понять какие навыки в данный момент находятся в дефиците, предлагает пути их развития. Главные навыки, с которыми работает наставник - индивидуальное взаимодействие, целеполагание, планирование, тайм-менеджмент как часть раздела навыков самоорганизации.
Нет, любое ваше взаимодействие с ребенком формирует у него определенные впечатления, которые впоследствии трансформируются в навык.
Вы как родитель формируете привычки детей, многие из них понадобятся прямо сейчас, о многих они вспомнят сильно позже.
Эксперты Imperfect в своей работе используют рубрикатор метапредметных навыков программы международного бакалавриата (IB ATL-skills), в нем выделяется следующие направления навыков:
Мышление
Коммуникация
Исследование
Сотрудничество
Самоорганизация
Внутри каждого из этих направлений есть множество подпунктов и специалисты Imperfect точно знают как помочь ребенку развить каждый из них
Больше полезных статей вы можете найти в нашем телеграм канале