12 сент. 2024

Что такое метапредметные навыки?

Впервые я столкнулся с термином "метапредметные навыки" в университете. То ли я не очень хорошо слушал, то ли преподаватель был не увлечен, но в моей голове надолго закрепилась мысль о том, что "метапредмет" = "межпредмет". Делаю я контрольную по биологии, в которой есть часть заданий, связанных с химией, и вот - я молодец. Развиваю метапредмет. Первые сомнения в моём уверенном знании стали посещать меня уже во время работы в школе учителем. Начал разбираться. Забив в поисковой строке "метапредметные навыки", я, кажется, открыл портал в мультивселенную запутанности. Учительские и родительские форумы транслировали абсолютно разное понимание термина и содержания работы. В определенный момент меня посетила мысль о том, что постигнуть понимания "метапредметных навыков" можно исключительно переведя свой собственный взгляд в "метапозицию", позволив себе взглянуть на привычные процессы под иным углом.
Ответить на вопрос "А что происходит на самом деле?"

Что такое "мета"?

Помимо того, что это запрещенная в Российской Федерации соцсеть, это еще и приставка, у которой есть несколько значений. С греческого “мета” - это между, после, через. Добавляя эту приставку мы получаем абстрагированность, обобщенность, промежуточность, переход в другое качество. Метаболизм - превращение веществ, метаморфоз - изменение формы, метафизика, метаданные, металанг, метафора…

В эпистологии же, приставка “мета” означает “о себе”. Метапамять в психологии - это знание о собственной памяти.

А еще у любой мало-мальски настоящей науки всегда есть мета-надстройка - теоретическое обоснование этой науки, позволяющее увидеть её смысл, назначение и границы применения.

При чем тут ребенок?

Давайте откроем дверь кабинета и зайдем на среднестатистический урок биологии.

В этот момент учитель рассказывает о кишечнополостных, дети конспектируют его слова. Учитель говорит “Записывайте, на следующем уроке будет самостоятельная”.

Учитель учит, ребенок учится. У каждого есть своя понятная ему роль. Давайте подумаем, а что происходит во время этого таинства на "мета" уровне.

Ныряем. Смотрим:

Взрослый человек говорит людям помладше то, что сам когда-то услышал от других взрослых. Люди помладше делают вид, что слушают про мезоглею и стрекательные клетки. Чтобы придать значимости своим словам, взрослый прибегает к запугиванию: “Записывайте, на следующем уроке будет самостоятельная” . Запугивание срабатывает. Маленькие люди надевают маску “хороший ученик” и делают то, что от них ожидает взрослый с маской “учитель”.

Ныряем в другом месте и с другими мыслями. Смотрим по другому:

В кабинете находится взрослый, обладающий набором привычек, часть из которых сформирована самостоятельно, часть из которых он получил от окружения. Он - совокупность этих привычек, благодаря этим привычкам то, что называется уроком у него идет “на автомате”. Он привык так делать. Он делает так уже 10 лет.

Учащиеся не стоят на месте и тоже активно пользуются привычками. Они привыкли, что на уроке этого учителя всегда всё идет по одному и тому же плану. Они привыкли записывать фразы, которые учитель выделяет интонацией, чтобы когда его угроза осуществится и настанет день самостоятельной, достать шпору и переписать нужное определение.

Всплываем, вдыхаем, ныряем к вопросу “Что получают люди помладше и человек постарше от этого процесса?"

Люди помладше (список может быть бесконечным):

  1. Выполнение социально одобряемой роли ученика.

  2. Путь быстрого решения проблем (социально неодобряемый)

  3. Навык индивидуального взаимодействия

  4. Навык подчинения, а вместе с ним и доминирования. Одного без другого не бывает

Человек постарше

  1. Выполнение социально одобряемой роли учителя. “Я правильно веду урок, дети не шумят, коллеги уважают”

  2. Организация собственного времени. Облачение его в форму “урок”

  3. Доминирование + подчинение

  4. Подкрепление собственных сформировавшихся привычек

Давайте подумаем, может ли учитель, готовясь к уроку воздействовать на “мета” часть этого процесса. Кажется, что вполне. Главное разобраться зачем это ему и ученикам. И каждое своё действие на уроке внутренне пропускать через “фильтр” осознанности.

“Метапредметные навыки” - это, что учащиеся получают на мета-уровне. Это не знания про мезоглею и стрекательные клетки, это навыки, которые помогут учащемуся на любом уроке и даже не на уроке. Коммуникация, командная работа, анализ информации, критическое мышление… всё это и даже больше можно дать ребенку на уроке про кишечнополостных.

Наставник (тьютор, коуч, ментор...) помогает ребенку взглянуть на те ситуации, которые с ним происходят, другими глазами, разобрать почему та или иная ситуация важна именно для него, что он сделал сам для того чтобы попасть в нее, что может сделать сам, чтобы выбраться (если эта ситуация проблемная).

Наставник помогает подопечному понять какие навыки в данный момент находятся в дефиците, предлагает пути их развития. Главные навыки, с которыми работает наставник - индивидуальное взаимодействие, целеполагание, планирование, тайм-менеджмент как часть раздела навыков самоорганизации.

Развивать метанавыки можно только на уроке?

Нет, любое ваше взаимодействие с ребенком формирует у него определенные впечатления, которые впоследствии трансформируются в навык.

Вы как родитель формируете привычки детей, многие из них понадобятся прямо сейчас, о многих они вспомнят сильно позже.


Эксперты Imperfect в своей работе используют рубрикатор метапредметных навыков программы международного бакалавриата (IB ATL-skills), в нем выделяется следующие направления навыков:

  • Мышление

  • Коммуникация

  • Исследование

  • Сотрудничество

  • Самоорганизация

Внутри каждого из этих направлений есть множество подпунктов и специалисты Imperfect точно знают как помочь ребенку развить каждый из них

Больше полезных статей вы можете найти в нашем телеграм канале

Craftum Конструктор сайтов Craftum